Прикосновения очень важны в человеческих отношениях. Исследователи из финского Университета Аалто опросили европейцев и выяснили, что чем ближе у нас с кем-то связь, тем больше частей нашего тела доступны этому человеку для прикосновений. В Европе принято жать руки и похлопывать по плечу, но на этом перечень приемлемых в отношениях с незнакомцем прикосновений заканчивается.
Корни такого поведения человека в далёком прошлом. Среди диких приматов до сих пор распространён социальный уход за кожей и мехом, посредством которого поддерживается не только гигиена, но единство группы и взаимная дружба. Медленно перебирая шерсть сородичей, обезьяны ищут мусор и паразитов. Когда любящие родители взлохмачивают волосы ребёнка — это отголоски древнего поведения. По этой же причине мы расслабляемся, сидя в кресле парикмахера.
Неторопливое поглаживание во время груминга стимулирует определённые нервы — афферентные тактильные нейроны, которые встречаются только в покрытой волосами коже и отличаются от обычных нервов тем, что реагируют лишь на свет и медленное поглаживание, вызывая в мозге выброс эндорфинов.
Эндорфины — это нейропептиды, маленькие молекулы, используемые нейронами для связи. В организме они являются частью системы управления болью, снижают чувствительность к ней. Похожим образом действуют наркотики, но эндорфины в десятки раз эффективнее распространённого обезболивающего морфина.
Исследователи из Оксфордского университета нашли, что лёгкое поглаживание туловища вызывает эндорфиновый отклик в мозге человека подобно грумингу у обезьян. Объятия, сопутствующие им поглаживания и перебирание волос — это человеческая форма груминга, нужная для формирования и поддержания отношений.
Поскольку чувство психологической боли обрабатывается теми же областями мозга, что и ощущение боли физической, эндорфины действуют успокаивающе, притупляют психологическую боль. Вот почему объятия утешают и успокаивают плачущего человека.
Кроме контроля боли, эндорфины активируют области мозга, связанные с наградой. Это обстоятельство побуждает нас повторять опыт, люди хотят обниматься. Подобным образом действует морфин. Наркоманы, по сути, искусственным образом «обнимаются», не нуждаясь в контакте с себе подобными для достижения эффекта.
Действие эндорфинов усиливает окситоцин. Это тоже нейропептид, который тоже стимулирует объятия и обладает лёгким обезболивающим действием. Главная функция окситоцина связана с лактацией и управлением водным балансом тела. Благодаря этому веществу у млекопитающих формируются чувства тепла и привязанности, связанные с грудным вскармливанием и любыми физическими контактами.
Объятия, таким образом, дарят нам удовольствие и укрепляют связи с окружением, стимулируя сложные психические и химические процессы. Но от любви до ненависти один шаг. Где-то глубоко в мозге есть какой-то переключатель, способный в один миг превратить приятные чувства в отвращение. Именно по этой причине мы не любим толчею в городском транспорте и переполненные лифты.
Объятие — одна из форм невербального общения, самый распространенный и доступный способ выражения любви и дружеского участия.
0 Ответить